В Украине существовал настоящий культ печи. И не только потому, что в ней варили пищу, пекли хлеб, сушили зерно, на ней спали, лечили простуды и тому подобное. Печь была глубоким символом родного очага, непрерывности рода. 

Доп. информация

Связанному с печью очагу предки приписывали чудодейственные силы покровителя рода. Поэтому печь была тем священным местом, где женщина рожала ребенка. 

В то же время печь — обитель старших членов семьи. По поверью, печь может взять больного ребенка и вернуть его здоровым.

Печь часто белили, украшали декоративными росписями (Подолье), вышивками (Хмельницкая область), раскрасками из бумаги (Петриковке). То есть печь была символом высоких эстетических вкусов украинцев. Категорически запрещалось плевать в горящий огонь, ругаться у печи. Печь была оберегом от разной нечисти. Лучину, угли, пепел использовали при гаданиях, лечении больных.

В знак уважения к вековечной кормилице в Ровенской области даже сооружен памятник печи. 

В фольклоре, литературе печь символизирует святость, непрерывность жизни народа, светлое детство, тепло, уют и др. По словам В.Земляка, «для настоящего украинца печь все равно, что алтарь для верующего».

Украинская печь кормила, грела и лечила. Спали и на ней, и около нее — на лежанке – досках, прилаженных от печи к стене. 

Во время сватовства девушка ковыряла печь — обращалась за опекой к душам умерших предков, потому что они якобы живут именно там — под печью. Печь воспринимали почти как живую. «Печь наша хохочет, каравая хочет», — припевали женщины, сажая в нее свадебный хлеб.

Хозяйка следила, чтобы заслонка печи была всегда закрытой, — «чтобы враги по селу рот не раскрывали». Подбеливали печь каждую субботу, а на ночь оставляла в ней чашку с водой и полено — «чтобы печи было что есть и пить». 

Чтобы ребенок рос здоровым и богатым, его после крещения клали на печь на кожух. Больного рахитом младенца на хлебной лопате трижды засовывали в теплую печь — «перепекали». Веря, что печь и связанная с ней утварь не только обеспечивали благополучие, но и отводили зло, очищали. Поэтому, чтобы молния не зажгла дом, в печь бросали освященную вербу. А чтобы отвести градовое облако, во двор выбрасывали накрест ухват и хлебную лопату, стоявшие в углу у печки. 

Ежегодно печь должна иметь отдых. Под старый Новый год, как приготовили кутью на Щедрый вечер, в печи целые сутки ни готовили и ее не разжигали. Даже сидеть на ней нельзя было, не то что спать. Потому ночью — между Маланкой и Василием — печь замуж выходит, поэтому ей будет тяжело танцевать.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *